Всесезонные моторные масла призваны обеспечить максимально возможную защиту двигателя и продлить срок его службы при любых температурных режимах, летом и зимой.  Большинство современных моторных масел являются всесезонными, понять это можно по маркировке на этикетке, выглядит она как 10w-40, 5w-40, 5w-30.

Вкратце, если вы нашли на этикетке маркировку 5w-40, это означает что данное масло всесезонное и имеет две вязкостные характеристики 5w и 40.

Придание моторному маслу двух вязкостно-температурных значения стало возможным благодаря применению полимеров, которые не дают маслу стать чрезмерно текучим при нагреве и застынуть при охлаждении. 

Всесезонные моторные масла были изобретены в 60-х годах 20-го века с целью избегания необходимости применять специальные масла для зимы и лета. 

Например, для моторного масла с вязкостной формулой 10w-40, чтобы получить значение 10w (w от английского winter - зима) масло должно иметь определенную вязкость при низких температурах. Фактическая вязкость при низкой  температуре варьируется в зависимости от класса вязкости (10w-40, 5w-40, 5w-30 и т.п.), но в любом случае, чем ниже значение «W» тем масло текучее при холодах. Так моторные масла с классом низкотемпературной вязкости 5W более текучие, чем с 10W при Украинских зимних условиях.  

Это важно по тому, что более текучее масло циркулирует по двигателю быстрее при холодном пуске и лучше защищает детали от пускового и низкотемпературного износа!

На примере моторного масла с классом вязкости 10W-40 рассмотрим также  второй показатель, который идет без буквы «W» - 40. Данная характеристика говорит о диапазоне вязкости, которому должно соответствовать моторное масло при температуре в 100 градусов Цельсия. И опять чем ниже значение, тем более текучим есть масло и тем более тонкая масляная пленка образуется в рабочем двигателе. 

Компании-производители двигателей прекрасно разбираются во всех свойствах всесезонных моторных масел и рекомендуют масло с определенной вязкостной формулой (10w-40, 5w-40, 5w-30 и т.п.)  исходя из конструктивных особенностей каждого конкретного двигателя, емкости маслонасоса, допусков автопроизводителей, климата, местности и т.д. Поэтому очень важно следовать рекомендациям автопроизводителя, ведь они составлены по веским причинам и соображениям.

При условии доработки и внесения конструктивных изменений в двигатель или его эксплуатации в тяжелых условиях, характеристики наиболее подходящего моторного масла могут существенно отличатся от заводских параметров. Такие факторы как работа двигателя на повышенных и максимальных оборотах, его увеличенная мощность и нагрев могут потребовать применения моторного масла с классом вязкости отличающимся от того что рекомендует завод автопроизводитель.   

Пример того как изменяется вязкость (текучесть) всесезонного моторного масла в зависимости от изменения температуры. Значение вязкости приведено в сантистоксах (сСт)

 

Класс вязкости/Температура

0 градусов Цельсия

10 градусов Цельсия

40 градусов Цельсия

100 градусов Цельсия

0W-40

665

354

82

14

5W-40

842

430

91

14

10W-40

874

440

91

14

15W-40

1260

595

107

14

 

Из таблицы видно, что при прогретом двигателе (100 градусов Цельсия) моторные масла с приведенными выше классами вязкости (0W-40, 5W-40, 10W-40, 15W-40) имеют идентичную текучесть.  А при холодном двигателе (значение «W») их текучесть отличается очень существенно.

Приведенная выше информация лишь поверхностно раскрывает тему вязкости моторного масла и рассчитана на получение элементарного понимания.